на первую страницуСахаджа ресурсыКарта сайтаОбратная связь



Что такое
Сахаджа Йога
Сахаджа Йога
и повседневная жизнь
Сахаджа Йога
в Украине
Сахаджа Новости



Три великих мыслителя

Статья посвящена трем великим мыслителям - Толстому, Тагору и Сковороде

Россия, Индия и Украина:
Толстой, Тагор, Сковорода.
В Любви, в духовности едины,
Они остались навсегда
Бессмертны, вечны и любимы.


Григорий Саввич Сковорода, Лев Николаевич Толстой, Рабиндранат Тагор - эти имена известны всему миру. Эти великие учителя, философы, мыслители, писатели родились дважды рожденными, реализованными. Они - дети Божественной Любви, соединенные энергией Кундалини с энергией Святого Духа, знали �?стинную цель жизни людей и пытались, каждый по-своему, рассказать об этом своим современникам. �?х жизни не были легкими. Они встретили агрессию и непонимание со стороны людей и религий. Но, будучи чистыми, мудрыми, просветленными, они про�?ли все испытания и оставили на Земле сияющий свет знаний. Мы - дети новой эпохи благодарны этим великим людям за все, что они сделали для на�?его восхождения.

СКОВОРОДА ГР�?ГОР�?Й САВВ�?Ч
(1722 - 1794)

"...познать себя самого, найти себя самого и найти человека - это все одно значит."


Григорий Сковорода родился 3 декабря (22 ноября по старому стилю) 1722 г. в неболь�?ом городке Чорнухи ( в настоящее время центр Полтавской области) в семье малоземельного казака Совы и его супруги Пелагеи. Он закончил �?колу дьяков и в двенадцать лет переехал в Киев, где поступил в Киево - Могилянскую академию. Сковорода много путе�?ествовал, знакомился с учеными, философами, поэтами, мыслителями и умножал свои знания. Вернув�?ись на Украину, Сковорода посвятил всю свою жизнь той земле, на которой родился и людям.

�?з воспоминаний М. Ковальского, ученика и друга:

"Дух его отдалял его от всяких привязанностей и делал его при�?ельцем, пресельником, странником, выделывал в нем сердце гражданина всемирнаго, который, не имея родства, стяжаний, угла, где главу преклонити, сторицею боль�?е вку�?ает удовольствий природы, удовольствий простых, невинных, беззаботных, истинных, почерпаемых умом чистым и духом несмущенным в сокровищах вечнаго...

Величественное свойство мыслящего бытия, волю, углубил он со всем умствованием ея и желаниями в ничтожность свою и поверг себя в волю Творца, предав�?ись всецело жизни и Любви Божией, дабы промысел Его располагал им, яко орудием, амо же хощет и яко же хощет..."

Выдержки из произведений Г. С. Сковороды "НАРКІСС. Разглагол о Том: Узнай Себе". Адаптировано.

...А если хоче�?ь знать, то знай, что мы видим людей так, как если бы кто показывал тебе одну человеческую ногу или пяту, закрыв все остальное тело и голову. Без нее же узнать человека совсем невозможно. Да ты и сам себя види�?ь, но не постигае�?ь и не понимае�?ь себя. А не постигать себя самого - это все равно что потерять себя самого, найти себя самого, и найти человека - все это одно значит.

...Так можно ли узнать человека по одной его пяте? А как глаза твоего ты не увиди�?ь, кроме крайней его части, так ни уха, ни своего языка, ни рук, ни ног твоих никогда ты не видел, ни всех твоих прочих частей, целого твоего тела, кроме последней части, которая называется пятой, хвостом или тенью... Так може�?ь ли сказать, что ты себя узнал? Ты сам себя потерял. Нет у тебя ни у�?ей, ни ноздрей, ни глаз, ни всего тебя, кроме одной твоей тени.

...поскольку ты потерял суть своего существа, а во всем своем теле наблюдае�?ь за пятой или хвостом, оставляя без внимания истинное в тебе, то ты потерял главное.

...называемые нами глаз, ухо, язык, руки, ноги и все на�?е вне�?нее тело само по себе никак не действует и ни в чем (не участвует). Все это подчиняется на�?им мыслям. Мысль, которая владеет телом, находится в беспрерывном волнении день и ночь. Она размы�?ляет советует, делает определения, принуждает. А вне�?няя на�?а плоть, как обузданное животное или хвост, поневоле за нею следует.

...Не так сразу можно выдвинуть ногу из клейких плотских мнений. Они-то, укоренив�?ись в нас, называются поверьем. Плотская мысль плотской на�?ей жизни является началом и источником, по земле она ползет, плоти желает, грязную на�?у пяту наблюдает и скрывает Око сердца на�?его, совесть на�?у...

...Скажи луч�?е, что надобно тебе �?стинное Око, дабы ты мог �?стину в незначительном (на твой взгляд) усмотреть. А старое твое око никуда не годится. Пустое твое око смотрит во всем на незначительное. Но если бы ты имел �?стинного в себе Человека, то мог бы его Оком во всем усмотреть �?стину.

...Так что истинный Человек имеет �?стинное Око, которое по сути, минуя видимое, усматривает в нем Новизну и на ней почивает, поэтому и зовется Верою. А верить или положиться на что-то как на твердую основу, - одно и тоже.

...Когда говори�?ь, что Невидимая Сила все наполняет и всем владеет, то ни все ли равно сказать, что Невидимое в живых существах первенствует. Ты уж и сам назвал невидимое головой, а видимое хвостом во всей Вселенной.

...почему не постигне�?ь, что и в других существах Невидимое первенствует, не только в человеке? То же самое можно думать о травах и деревьях и обо всем прочем. Дух все из всего вылепливает. Дух и поддерживает. Но на�? глаз пяту бережет и по поверхности блуждает, минуя Силу, Начало и Голову. �?так, если бы мы одним без Ду�?и телом были, то и тогда еще не достаточно себя понимали бы.

...Разве не Бог Все содержит? Не Сам ли Он - Голова и Все во Всем? Не Он ли есть �?стина в незначительном, �?стина и Главная Основа в ничтожной тленности на�?ей? �? как (ты) сомневае�?ься в Действительном, Вечном и Новом Теле? Не думае�?ь ли найти что-то такое, в чем Бог не был Головою и не был вместо Начала? Но может ли что-нибудь существовать без Него? Не Он ли есть всему Бытие? Он в дереве - есть �?стинным Деревом, в траве - Травой, в музыке - Музыкой, в доме - Домом, в теле на�?ем тленном есть Новым Телом и точностью или Головою Его. Он Всем есть во Всем, ибо �?стина есть Господняя. Господь же, Дух и Бог - это Все Едино. Он один Дивное во Всем и Новое во Всем делает Сам Собою, и �?стина Его во Всем вовек пребывает; все прочее, вся видимая вне�?ность не что иное, как тень его, и пята Его, и подножие Его, и Его вет�?ающая риза...

...Бог от нас ни молитв, ни жертв принять не может, если мы Его не познали. Люби Его и приближайся к Нему всегда, сердцем и познанием приближайся... Сердце твое есть голова вне�?ности твоей. А если ты голова, то сам ты есть твое Сердце. Но если не приблизи�?ься и не воссоедини�?ься с Тем, кто есть твоей голове Голова, то остане�?ься мертвой тенью и трупом. Если есть Тело над телом, тогда есть и Голова над головою и вы�?е старого - новое Сердце.

...�?стинным человеком есть Сердце в человеке. Глубокое же Сердце , одним только Богом познаваемое, есть не что иное, как мыслей на�?их неограниченная бездна, просто говоря, Ду�?а, то есть Действительное существо и сущая �?стина, и сама эссенция (как говорят), и зерно на�?е, и сила, в которой единственно состоит Жизнь, и существование на�?е, а без нее мы - мертвая тень, вот и видно, какая несравненная бесполезность потерять себя самого... Но никогда бы этого не было, если бы старались люди уразуметь, что значит человек и (что значит) быть человеком, то есть, если бы самих себя узнали.

Сковорода учил, что все состояния суть добры, и Бог, разделяя члены общества, никакого не обидел; проклятия же налагает Он точию на сынов противления, которые не внявь себе и не последуя званию природы, вступают в состояния по страстям, по обманчивым видам, по прихотям. �? понеже не испытали оно в себе склонности врожденной, то предал их Верховный Раздаятель дарований в неискусен ум, да творят неподобная и будут прокляты, то есть несчастливы.

Сковорода учил, что совер�?енство человека в делании истинной пользы ближнему и, что таинства и обряды тайноводства относительны к слову, а Царствие Божие есть в силе или в деле...

Сковорода, держась приличия того лица, которое избрал он представлять на театре жизни, всегда удалялся знатных особ, великих обществ и чиновных знакомств: любил быть в малом круге непринужденного обращения с людьми откровенными; предпочитал чистосердечное обхождение паче всяких ласкательных приемов, в собраниях занимал всегда последнее место, ниже всех и неохотно входил в беседу с незнакомыми, кроме простолюдинов.

Перед кончиною завещал предать его погребению на возвы�?енном месте близ рощи и гумна и следующую, сделанную им себе, надпись написать: "Мир ловил меня, но не поймал..."

РАБ�?НДРАНАТ ТАГОР (1861 - 1941)

Тысячелепестковый лотос -
Сокрылся день во мраке небосвода.
Но с новым словом, с упованьем новым,
С дерзаньем новым и сияньем новым
Он выйдет на берег восхода.
("�?скры")


Творчество Тагора поражает своим богатством и разнообразием. Он был одним из немногих творцов в истории мировой культуры, который успе�?но и плодотворно проявил себя не только во всех литературных жанрах, но и в других видах искусства. Поэт, прозаик, драматург, философ, Тагор был также блестящим актером и журналистом, выдающимся композитором и художником. Перу Тагора принадлежит более пятидесяти стихотворных сборников, свы�?е ста рассказов более тридцати пьес, несколько сот публицистических статей, более тысячи песен и 250 картин. Он автор многочисленных работ по вопросам языка и литературы, философии и религии �?ндии, а также �?кольных учебников.

Род Тагора берет начало от первых брахманов, приехав�?их в Беталию в VIII - IX в.в. н.э. �?х было пять. Одного из них звали К�?итис, и его сын Бхаттанарайяна считается предком Тагора.

Мусульмане "испортили" святую чистоту касты этой семьи, христиане - ее не менее святое имя. �? в этом есть глубокий смысл, ибо Тагоры явили в своей судьбе удивительный конгломерат влияния трех культур - индуистской, мусульманской и христианской, которые создали современную �?ндию.

Деда Тагора - Дараканата называли "Принцем" за раско�?ный образ жизни и щедрую благотворительность, отец - Дебендранат - прославился как Махари�?и, что значит святой мудрец. Его личность оказала огромное влияние на интеллектуальное и духовное развитие Рабиндраната. Рабиндранат под впечатлением жизни, которую вел его отец, сказал себе: "Для меня путь спасения не в самоотречении. Я ощущал объятия свободы в тысяче уз наслаждения."

В Калькутте в узком переулке, выходящем на одну из �?умных центральных улиц, Читпор Роуд, стоит боль�?ой дом, принадлежащий роду Тагоров. Здесь 7 мая 1861 г. родился Рабиндранат Тагор. Он был четырнадцатым ребенком в семье. Мальчика никогда ничем не баловали. Несмотря на то, что семья славилась аристократизмом и роско�?ью, дети воспитывались в строгости. Дом Тагоров был своеобразным центром культурной жизни Калькутты. Его посещали выдающиеся музыканты, писатели, драматурги и общественные деятели. Стар�?ий брат Диджендронатх Тагор был известным философом и поэтом. Он помог юному Рабиндранату сделать первые �?аги в поэзии и всегда помогал ему в течение жизни. Другой брат, Джотириндронатх Тагор был драматургом и артистом - любителем; племянник Рабиндраната, Обониндронатх явился одним из основателей �?колы современной бенгальской живописи. Рабиндраната с детских лет окружала атмосфера уважения к национальной культуре, любви к поэзии и искусству.

Настоящее образование Рабиндранат вместе с остальными братьями и сестрами получал дома. Когда ему исполнилось двенадцать лет, над ним был совер�?ен обряд посвящения в брахманы. После этого отец взял его с собой на Гималаи. Поездка оставила неизгладимый след в ду�?е юного поэта: С восторгом воспринимал он сказочную красоту гор, занимался с отцом классической санскритской литературой.

Хотя Тагор по рождению - брахман, сын реформатора индуистской религии, отно�?ение его к индуизму довольно сложное. Он восхищался философской мудростью "Упани�?ад" и наследием санскритской литературы. Но сам по себе брахманизм, с непререкаемой властью священнослужителей и тиранией мелочной регламентации в общественных делах, не вызывал его симпатии. Тагор писал: "Связь человека с Матерью-Землей не приобретет настоящего смысла, если облако это не прольется дождем любящего служения. Все на�?и эфирные замыслы плавают в тумане абстракций - время посева придет, а сеять будет нечего. Кажется будто со всей на�?ей об�?ирной Земли, простертой, как бесплодная пустыня, звучит жаждущий крик, обращенный к небесам: "Все собранные вами идеи, все богатства знания, сияющие в красе, все это должно быть моим. Отдайте все, что мне принадлежит. Подготовьте меня, чтобы я могла принять этот дар. Все, что вы делаете вернется к вам тысячекратно."

В 1905 г. правитель �?ндии лорд Керзон начал вбивать клин между христианами и мусульманами, провозгласив разделение Бенгалии, что привело к разделению �?ндии через 42 года, сопровождающемуся насилием и террором, невиданным ранее в истории �?ндии. Тагор предупреждав�?ий об опасности, сразу же бросился в схватку, выступая с пламенными речами, сочиняя патриотический песни и возглавляя огромные демонстрации протеста против разделения страны.

В ноябре 1907 года наступил завер�?ающий акт трагедии его семейной жизни. В течение пяти лет он потерял жену и двух детей, из трех остав�?ихся в живых стар�?ая дочь жила с мужем за пределами Бенгалии, стар�?его сына он послал в Соединенные �?таты изучать сельскохозяйственные науки, и третья дочь, Мира, тоже вы�?ла замуж. С безвременной смертью млад�?его сына поэт стал совер�?енно одинок. Его литературный талант завоевал признание далеко не сразу. Он попал в число подозреваемых в незаконной политической деятельности, за ним установили слежку.

Самое удивительное, что горе заставило его еще боль�?е полюбить эту землю, эту жизнь. Он искал вдохновения не в одиночестве своей ду�?и, но в каждом проявлении бытия. Он пи�?ет пьесы, стихи, в этот период написан его луч�?ий роман "Гора". В индийской литературе он занимает такое же место, как "Война и мир" Толстого - в русской. Главный герой романа Гора - ирландский сирота приходит к истинному пониманию любви и терпимости. "Сегодня я воистину индиец. Во мне боль�?е нет никакого противоборства с индусами, мусульманами и христианами. Сегодня каждая каста в �?ндии - это моя каста, пища всех - моя пища."

Понимание истинной судьбы своей страны, которое обретает герой романа, выражено Тагором в прекрасном гимне, обращенном к �?ндии, созданном в то же время.

О ду�?а, не стынь, у благих святынь
Долгий сон развей,
Здесь, где льнет волной океан людской
К �?ндии моей.
Руки простерев, мы начнем напев,
Пусть летит звончей:
Славен будь вовек, богочеловек,
До скончанья дней!


Все страдания и боль, утраты и неудачи, сражения и разочарования и в мирских делах, и в творчестве растворены и возвы�?ены в песнях, излив�?ихся из его переполненного и очистив�?егося сердца. Радость, невинный восторг, который скрывает столетия размы�?лений, наполняет эти песни чувством, которое и всемирно и вечно. Любовь - это главное в его творчестве. Он любит мир, и когда придет пора с ним простится, последние слова его будут словами благодарности, ибо то, что он увидел на этой Земле, невозможно превзойти в совер�?енстве.

Тагор не верил, что у разных народов существуют разные истины. Он верил, что знание едино и всеобще, но все народы должны получать его и осваивать своим путем. Ромен Роллан родственная Тагору ду�?а на другом берегу океана говорит о войне и национализме: "Правда едина для всех наций, но у каждой нации своя ложь, которую она называет своим идеалом".

Тагор был одним из самых искренних борцов за взаимопонимание между народами и гуманизм; он пытался добиться в моральном плане того, чего в политическом добивалась Лига Наций и, сменив�?ая ее, Организация Объединенных Наций. Он рисковал сделаться непопулярным у себя на родине и терпел за свою веру в единый мир насме�?ки и оскорбления задолго до того, как эта вера стала распространяться по всей Земле.

Жизнь Тагора была посланием, которое можно свести к следующим словам: берите от Запада все луч�?ее, что он дает, но не подражайте ему, так как это смертельно. Тагор призывал Запад: "Приходите к нам с добром и требуйте свою долю. Вечные ценности принадлежат всему человечеству. Придите к нам, примите нас, признайте нас и поймите, что все мы братья!"

13 ноября 1913 года Рабиндранату Тагору была присуждена Нобелевская премия за выдающиеся достижения в области литературы.

В мае 1931 года в Шантиникетоне и во многих других городах по всей �?ндии отмечалось семидесятилетие со дня рождения Тагора. В общественный комитет, утвержденный в честь этого события, во�?ли представители всех общин и групп. Во время празднования поэту вручили "Золотую книгу Тагора", содержав�?ую послания, полученные со всех концов мира.

Бертран Рассел писал: "Он сделал боль�?е, чем любой другой человек, живущий на Земле, в самом важном деле на�?его времени, а именно, в развитии понимания между разными расами."

Махатма Ганди, как всегда выражался просто и кратко: "Вместе с тысячами соотечественников, - писал он, - я многим обязан тому, кто своим поэтическим гением, цельностью и чистотой жизни поднял �?ндию в глазах мира."

Послание Альберта Эйн�?тейна типично для ученого - мыслителя: "Вы были свидетелем яростной схватки, черпав�?ей энергию из нужды и темного желания. Вы увидели выход в спокойном созерцании и творении красоты. Лелея их, вы служили человечеству всю долгую и плодотворную жизнь, распространяя повсюду добрую и свободную мысль, в согласии с заветами мудрецов ва�?ей страны."

Рабиндранат Тагор прожил долгую жизнь. Со временем его любовь могла запрятаться в защитную скорлупу воспоминаний. Но ничего подобного не произо�?ло, наоборот, его любовь стала еще более всеобъемлющей, более нежной. Это была мудрость сердца, а не разума. Она освободила его от уз всякой религии и призвала к одному - любить эту Землю и все связанное с нею. Как писал Рабиндранат: "Пусть разум мой вылетит из этого окна сквозь игру света и тени - не мысля, не споря, не рассуждая, - пока он не сольется с великим океаном, где смерть поджидает жизнь."

Поэт вспоминает свою жизнь, и она напоминает ему длинную гирлянду, сплетенную из различных цветов. Он оглядывается на про�?лое мира и не видит ничего, кроме руин тщеславия и гордости. Вокруг одно непостоянство, словно сыпучие пески пустыни, но "сердцем своим, - говорит поэт, - слы�?у биение бесконечного". Он видел мир зла и боли, видел, как высокий дух человека умерщвляется человеческой же рукой - и все же слы�?ал музыку согласия в сердце вселенной, среди рева урагана звучал ему голос мира.

Даже умирая, поэт провозгла�?ает вечный триумф жизни: "Пусть вечно новое откроется, как солнце, разгоняющее туман, пусть въявь обнаружится чудо бесконечного, прославляя торжество жизни".

Рабиндранат Тагор сочинил песню, которую просил исполнять после его кончины. Она до сих пор исполняется в каждую годовщину его смерти.

Океан покоя великого впереди,
В путь далекий, о кормчий, ладью мою поведи.
Вечным спутником стань мне, о кормчий мой,
В час отплытия лоно свое мне открой.
Будет с нами сияние Дхрува - звезды
В нескончаемом на�?ем пути.

О, свободу дарующий, в странствии вечном, от зла
Ты прощением и милосердьем меня огради.
Пусть же с бренной землею расторгнется связь,
Чтоб в объятья вселенной упасть,
Чтоб вступила ду�?а моя. Не стра�?ась,
В Неизвестное, что ожидает ее впереди.


ЛЕВ Н�?КОЛАЕВ�?Ч ТОЛСТОЙ
(1828 - 1910)

"�?стинная единая вера все более и более объединяет людей. �?стинная вера не в обряде, не в жертве, а в единении людей." (Мысли о вере)



28 августа 1928 года в Ясной Поляне, ныне Щекинского района Тульской области в семье графа Николая �?льича Толстого и Марьи Николаевны (урожденная Волконская) родился четвертый сын. Его назвали Лев. Ребенок получил дома�?нее образование. Он рано осиротел. Его воспитывали стар�?ий брат и опекуны. Неволя и неравенство томили молодого графа, ребенка из несчастливой барской разру�?енной неудачами семьи. Он обладал беспощадной, всевосстанавливающей памятью, помнил то, что никто из нас вспомнить не может. Он хотел каяться и каяться в честолюбии, в грубой распущенности, об эгоистических заботах о семье, об увеличении состояния, об отсутствии гармонии внутри себя. Толстой всю жизнь стремился к свободе.

Шумно, бестолково, пестро сменялись дни молодого, сильного, талантливого человека, который метался между Ясной Поляной, Тулой, Москвой Петербургом, слу�?ая песни цыган, играя в карты и чувствуя постоянную неудовлетворенность и желание творить.

1851 - 1853 г.г. Толстой едет на Кавказ к месту службы брата Николая Николаевича Толстого и участвует в боевых действиях. Два года уединенной жизни на Кавказе Толстой считал необыкновенно значительными для своего духовного развития. Написанное здесь повесть "Детство" - первое печатное произведение Толстого. Уже в "Детстве" Толстой заявляет себя исследователем человеческой природы, желающим понять сокровенные законы, по каким движется сознание. Его герой Николенька �?ртеньев учится преследовать всякую тень фаль�?и, неискренности в чувстве (своем и чужом). В следующих повестях трилогии нарастает недовольство героя самим собой, рефлексия и самоанализ, смутное ощущение острых противоречий жизни, жажда нравственного совер�?енствования.

В 24 года Толстой только начинает свой путь. В 1854 г. его по личной просьбе переводят в Севастополь. В Севастополе он из прапорщика стал подпоручиком и одновременно великим писателем. Он завоевал мир правдой . Правда была его единственным героем.

В 1855 г. Толстой приехал в Петербург. 1856 - 1859 г.г. ознаменовались попыткой найти себя в незнакомой литературной среде, утвердить свою творческую позицию. Лев Николаевич познает жизнь, изучает свое внутреннее Я. Устами Оленина в повести "Казаки" (1857 г.) он говорит: "Счастье в том, чтобы жить для других. В человеке вложена потребность счастья; стало быть она закона. Удовлетворяя ее эгоистически, то есть отыскивая для себя богатства, славы, удобств жизни, любви, может случиться, что обстоятельства сложатся так, что невозможно будет удовлетворить этим желаниям. Следовательно, эти желания незаконы, а не потребность счастья незаконна".

Толстому нужна гармония, нужна неповторимость счастья. Мир, лежащий вокруг него, явно несчастен, он хочет увидеть гармонию счастья. Толстой искал истинную веру и не находил ее в православии. Вера и неверие, по его собственным словам в письме к А.А. Толстой, жили в его ду�?е, как ко�?ка и собака в одном чулане. Книги в условных и натянутых выражениях, нарочно запутанных, говорили о таинствах и догматах, А Толстой хотел открыть тайну �?стины. Толстой чувствовал, что слово лжет, приходил в негодование и выносил приговоры более резкие, чем когда-либо слы�?али от кого нибудь церковники. Он не верил в террор, победил соблазн страха и принял несопротивление. Толстой искал своей дороги. Он оторвался от близких, стал им непонятен, стал странным в кругу литераторов.

Неудовлетворенный своим творчеством, разочарованный в светском и литературном кругах Толстой на рубеже 60-х ре�?ил оставить литературу и обосноваться в деревне. Он много сил отдает основанной им в Ясной Поляне �?коле для крестьян.

В 1862 г. Толстой женится на Софье Андреевне Берс и начинает жить патриархально и уединенно в своей усадьбе как глава боль�?ой и все увеличивающейся семьи. 60-е годы - пора расцвета художественного гения Толстого. Он на�?ел себя в интенсивном, сосредоточенном духовном творчестве. Он выздоравливал от сумас�?ествия обыденной жизни. Как выздоравливающий, он заново учился ходить и разговаривать. Лев Николаевич считал, что нужно, прежде всего упростить свою жизнь, брать мень�?е для себя и самого себя обслуживать. Толстой жил зрячим среди слепых. Он хотел перестроить жизнь через убеждения и прежде всего перестраивал самого себя; переделав себя, он надеялся переделать людей, но как это сделать? Духом скорбного раздумья, безрадостного взгляда на современность веет от многих страниц центральных произведений Толстого 70-х г.г.

Лев Николаевич писал о Сократе и Будде. Он по-своему трактовал Евангелие, которое так и называли "Евангелие от Толстого". Он не мог быть счастлив в браке, потому что брак связан с той самой собственностью, которая, по мнению самого Толстого, губила чистоту всех человеческих отно�?ений. "Здесь вина лежит на мужчине,- пи�?ет он 9 ноября 1889 года, - он экономически порабощает женщину. Ненависть и осуждение перенесено на женщину путем введения мотива измены." Толстой говорит о том, что на самом деле нравственность нару�?ается и вне брака и в браке и что так называемое христианское общество еще безнравственнее нехристианского.

Выход - целомудрие.

Лев Николаевич понимал, что настоящие двери для ре�?ения вопросов открываются "только вовнутрь", что так происходит во всех вопросах, всегда; наружу открывается дверь в бучило, в омут, но "дверь вовнутрь" не открывалась, она была приперта благоразумием. Толстой понимал, что надо переделать сознание и потом сознание переделает бытие. Жизнь Толстого разделилась на то, что должно было быть и на то, что было.

В восьмидесятые годы Толстой заметно охладевает к художественной работе. Он увлекается простым физическим трудом, па�?ет, �?ьет себе сапоги, переходит на вегетарианскую пищу. В этот период он пи�?ет много публицистических работ, где резко критикует пороки современной цивилизации и обращается к совести, разуму и достоинству людей. Выход из противоречий Толстой видит в нравственно - религиозном воспитании. Он пи�?ет о борьбе с плотью и начале любви, ли�?енной всякого своекорыстия.

Новое миросозерцание Толстого �?ироко и полно выразилось в его произведении "�?споведь" (1879-80) и в "В чем моя вера?" (1882-84).

Свои социальные взгляды Лев Николаевич ставил в связь с нравственно - религиозной философией. Очищенное от вековых исканий и грубой церковной обрядности, христианское учение Толстого в его обновленном виде должно было, по мысли Льва Николаевича, объединить людей идеями любви и всепрощения. Путь к грядущему обновлению человека и человечества он видел в индивидуальном духовном росте, нравственного усовер�?енствования личности и отвергал значение политической борьбы и революционных взрывов.

В 90-е годы Толстой пытается обосновать свои взгляды на искусство. �?скусство содержательное, посвященное нравственно - религиозным целям он противопоставляет искусству упадническому, декадентскому. В это время Лев Николаевич пи�?ет "Воскресенье", где резко критикует церковные обряды. Это было одной из причин отлучения Толстого святей�?им синодом от православной церкви. (1901г.) Лев Николаевич на отлучение ответил: "Я начал с того, что полюбил свою православную веру более своего спокойствия, потом полюбил христианство более своей церкви, теперь же люблю �?стину более всего на свете. �? до сих пор �?стина для меня совпадает с христианством, как я его понимаю. ... Верю в Бога, которого понимаю как Дух, как Любовь, как начало всего. Верю в то, что Он во мне и я в Нем... Верю в то, что истинное благо человека в исполнении воли Бога, воля же Его в том, чтобы люди любили друг друга и вследствие этого поступали бы с другими так, как они хотят. Чтобы поступали с ними, как сказано в Евангелии... Верю в то, что смысл жизни каждого отдельного человека поэтому только в увеличении в себе любви, что это увеличение любви ведет отдельного человека в жизни этой ко все боль�?ему и боль�?ему благу, дает после смерти тем боль�?ее благо, чем боль�?е будет в человеке любви и вместе с тем и более всего другого содействует установлению в мире Царствия Божия, то есть такого строя жизни, при котором царствующие теперь раздор, обман и насилие будут заменены свободным согласием, правдой и братской любовью людей между собой..."

Типичен для произведений Толстого (1900 - 1912г.) становится сюжет "ухода", резкого и коренного перелома жизни, обращения к новой жизненной вере. В произведениях "Верьте себе", "Мысли о вере", "Ложные веры", "Путь жизни" Толстой пытается показать путь и цель жизни человека. Понимая грядущие события он пи�?ет: "...не надо думать, что у Бога не могут быть такие же, как �?исус Христос, и даже еще более великие учителя. Если же мы будем думать так (что у Бога могут быть такие же как Христос, и даже еще более великие учителя), то мы этим не умень�?им величие Христа, а только признаем величие Бога. Если же мы будем думать, что после Христа Бог уже не будет открываться людям, то с новыми великими учителями, когда они придут, случится то же, что было с Христом: побьют живого пророка для того, чтобы боготворить умер�?его.", "Вера - это знание того, что такое человек и для чего он живет на свете. �? такая вера была и есть у всех разумных людей."

В последнее десятилетие жизни Толстой - признанный глава русской литературы, защитник реалистических направлений от модных декадентских влияний.

Толстой горячо протестует против смертной казни.

Лев Николаевич в день своего 80-летия получил письмо от индийского учителя Г.-Д. Кумара. Тот писал: "Вы родились русским, но вам принадлежит весь мир. Вы великий человек, и ва�?е величие проявляется в заботе об обездоленных. Верьте, народы �?ндии еще более угнетены, чем русский народ. В надежде на ва�?у помощь я присоединяю к поздравлениям других людей и свое сердечное поздравление по поводу ва�?его 80-летия и умоляю вас от имени моих соотечественников помочь им, насколько это будет возможно."

Лев Николаевич написал свое знаменитое "Письмо к индусу". На это письмо откликнулся своим письмом Мохандас Кармчанд Ганди. Писем Ганди было несколько. Ганди прислал Толстому свою книгу "Самоуправление �?ндии". Он издал "Письмо к индусу" Толстого со своим предисловием.

Ганди развернул программу гражданского неповиновения. В патриархальной �?ндии с еще не вполне распав�?имися общинами, с населением, которое противопоставляло себя завоевателям, он помог народу выиграть битву - освободиться.

Последние годы жизни Толстой провел в Ясной Поляне в непрестанных ду�?евных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами, с одной стороны и семьей - с другой. Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями 28 октября (10 ноября) 1910г. Толстой тайно у�?ел из Ясной Поляны, по дороге простудился и скончался на станции Астапово.

Полное собрание сочинений Толстого - 90 томов было издано в 1928 - 1958г.г. Толстой оказал огромное влияние на эволюцию европейского гуманизма, на развитие реалистических традиций в мировой литературе, на духовный путь новых поколений, содействуя все боль�?ему и боль�?ему единению людей.

Посвящается Сковороде, Тагору и Толстому

Писатели, Гуру, пророки,
Рожденные дважды, святые:
Как были они одиноки.
Вокруг только люди слепые.

Сердца их сжимались от боли.
Дух требовал Чистые Знанья,
Сиял бесконечной Любовью,
Частицей Творца Мирозданья.

Свет людям дарили, учили,
Но люди не видели света,
Молились, спасали, творили,
Любили людей и Планету.

Шла помощь им Радостью свы�?е,
Духовным, святым вдох-новеньем,
Бессмертным сознанием выс�?им,
Божественной Силой Творенья.

Сегодня мы, ва�?и потомки
Науку Ду�?и изучаем,
В мир выс�?ий, единственный, тонкий
Вам на�?у Любовь посылаем.