на первую страницуСахаджа ресурсыКарта сайтаОбратная связь



Что такое
Сахаджа Йога
Сахаджа Йога
и повседневная жизнь
Сахаджа Йога
в Украине
Сахаджа Новости



Психология и социология


Сахаджа Йога как фактор гармонизации интересов личности.

Человек может реализовывать в своей жизни три различных уровня интересов: личные, корпоративные и общечеловеческие. Однако далеко не у всех в сфере интересов представлены все эти три уровня - часто можно встретить людей, удовлетворяющих в своей жизни только личные и корпоративные интересы. При этом направленность интересов данных уровней может быть различной, они могут входить в противоречие между собой. Например, главе семейства хочется отдохнуть у телевизора и посмотреть футбол (личные интересы), а в это время необходимо помочь сыну сделать уроки по физике (корпоративные интересы); или женщина хочет поговорить с подругой по телефону, а в это время нужно готовить ужин. То, какие интересы будут доминировать, зависит от уровня развития личности.

Что происходит, если интересы всех трех уровней направлены в разные стороны? Это напоминает басню Крылова "Лебедь, Рак и Щука". И в этом случае энергия человека вполне может истощиться, и человек будет чувствовать себя разбитым и подавленным.

Если же происходит гармонизация интересов, то есть совпадение векторов направленности интересов разных уровней - энергия человека может возрастать в несколько раз, и человек будет чувствовать себя счастливым, окрыленным.

Христианство в его современном виде создает почву для объединения векторов через идею спасения. Поступая нравственно, человек рассчитывает на компенсацию в будущей вечной жизни и испытывает моральное удовлетворение от этого и от сознания собственной праведности сейчас. Но интересы, существующие в настоящий момент могут входить в противоречие с желанием спасения. И, кроме того, материальный план, план физического тела входит в противоречие с другими интересами, так как христианин должен "умерщвлять плоть", следовать желаниям духа, а не тела. Но сама идея направлена по сути на разделение, а не на объединение человека в единое гармоничное целое. Считается, что пост служит повышению духовности. Но часто, вопреки ожиданиям, он ведет к росту не духовности, умиротворенности, всепрощения и любви к ближним, а, напротив, к агрессивности, неудовлетворенности и тому подобным проявлениям невротизации личности.1

В философии Сахаджа Йоги материальный план, напротив, является частью единого целого. Существует тонкий материальный план - энергетическая структура человека: чакры, каналы. Практикующие Сахаджа Йогу осознают необходимость соблюдения нравственных норм для чистоты тонкой энергетической системы и, как следствие, для хорошего здоровья и благополучия в жизни. И, с другой стороны, есть осознание необходимости поддержания баланса на физическом уровне, в том числе баланса питания, двигательной активности для нормального функционирования тонкой системы человека. Таким образом, то, что полезно для духовного роста, оказывается объективно полезным для физического тела человека и соответственно наоборот. И таким образом эти два плана у человека, следующего учению Сахаджа Йоги не входят в противоречие между собой. Сахаджа Йога позволяет решить вопрос о плотских желаниях с помощью мудрости (не потакая вредным желаниям, но и не путем борьбы с самим собой). "Дух проявляется через состояние свидетеля, и человек побеждает свои желания через невовлеченность" /3, с. 34/.

Сахаджа Йога позволяет человеку быть в ладу с самим собой, относиться к себе позитивно. Самоуничижение и самоедство не приветствуются. Лучше исправлять себя в настоящем, чем жить постоянным чувством вины за прошлые ошибки. К тому же, если человек не уважает и не любит себя, он не сможет по-настоящему любить и уважать других. А человек, делающий несчастным самого себя, заодно сделает несчастными и своих ближних. Шри Матаджи говорит об этом: если вы не уважаете себя, то не уважаете и те божественные энергии и качества, которые есть в вас.

Отношение к другим людям тоже должно быть позитивным. Сахаджа йоги стремятся к искренней бескорыстной любви ко всем людям. Такое отношение открывает сердечный энергетический центр, что оказывает положительное воздействие на эмоциональное и физическое состояние человека.

Нет смысла любить лицемерно, то есть изображать хорошее отношение с целью реализации своих личных интересов. В конечном итоге это оказывается бесполезным даже для себя.

А состояние "открытого сердца" приводит в свою очередь к искреннему желанию заботиться о других людях, причем не только "своих" по каким-либо признакам (например, о своей семье или о сахаджа йогах), то есть речь здесь идет не только о корпоративных, но и об общечеловеческих интересах. Сахаджа йоги разных стран мира проявляют различные социальные инициативы, направленные на улучшение жизни незащищенных слоев населения в своих странах. Существует порядка тридцати больших социальных программ Сахаджа Йоги в мире. Например, в Индии на границе с Пакистаном построено поселение, где предоставляется жилье для женщин-мусульманок с детьми, которые брошены мужьями и остались без средств к существованию. Их обучают там различным ремеслам и дают возможность работать и обеспечивать свои семьи.

Таким образом, в интересы человека, искренне практикующего Сахаджа Йогу органично включаются интересы корпоративные и общечеловеческие. А выстроенное внутри человека состояние гармонии и баланса оказывает гармонизирующее воздействие на окружающее социальное пространство.

Теперь, если мы попробуем рассмотреть корпоративные интересы сахаджа йогов, то есть интересы коллектива сахаджа йогов - как в целом во всем мире, так и любых отдельных групп, - то эти интересы тоже объективно оказываются связанными с личными интересами каждого сахаджа йога и с общечеловеческими интересами. С личными - поскольку коллективные вибрации зависят от вибраций каждого члена коллектива. Поэтому в порядке вещей заинтересованность в успехе каждого и помощь одного человека другому в духовном росте (разумеется, если сам человек к этому стремится, при полном уважении его свободы выбора, так как без желания духовный рост невозможен). И с общечеловеческими - поскольку повысить качество коллективных вибраций можно, только помогая другим людям организовать жизнь на началах гармонии, в том числе и просвещая их насчет их истинных интересов, помогая осознать и реализовать их. Поэтому сахаджа йоги проявляют заботу о других людях, которые не являются членами корпорации. Причем не с целью вовлечения их в корпорацию (хотя вход в Сахаджа Йогу открыт для всех). И даже если речь идет о распространении этого учения и привлечении новых людей к занятиям по методике Сахаджа Йоги, то и в данном случае адепты этого учения руководствуются не материальными интересами, а чистым желанием помочь людям, так как Сахаджа Йога в отличие от большинства так называемых духовных учений не имеет материальной направленности и распространяется абсолютно бесплатно.

Все рассмотренное выше позволяет сделать вывод, что Сахаджа Йога способствует развитию позитивной направленности интересов личности и объединению векторов направленности трех уровней интересов: личных, корпоративных и общечеловеческих, что в свою очередь позволяет людям строить свою жизнь на началах гармонии.

1 Хотим отметить, что учение Сахаджа Йоги включает в себя истинные изначальные знания всех мировых религий и ни в коей мере не противоречит учению Иисуса Христа. Проведенные социологические исследования подтверждают принятие сахаджа йогами христианских ценностей и заповедей (см. источник 4 в списке литературы к этому докладу).

ЛИТЕРАТУРА:
Шривастава Н. Метасовременная эпоха / Пер. с англ. - М., Московский Союз Сахаджа Йогов, 1998, - 298 с.
Шри Матаджи Нирмала Деви. Сборник лекций за 1999 г. - М., Московский союз сахаджа йогов, 2000, - 136 с.
Махаджан Й. Новое тысячелетие исполнит древние пророчества. -М. - Новосибирск, 2000, - 64 с.
Лысакова Т.Ю. Влияние занятий Сахаджа Йогой на духовную организацию личности / В сб.: Здоровье. Мир. Нравственность. Культура. Восток - Запад. IX Всероссийская научно-практическая конференция. Доклады и выступления. - М., 1998, с. 84-86, 114-115.

Лысакова Т.Ю. Институт социологии РАН. (Москва, Россия)

Подробнее о психология и социология Вы можете прочитать на сайте - www.metanauka.ru