 |

Музыка
О музыке и ее влиянии на человека и природу (на примере индийской музыки).
Наверное многие из вас здесь собравшихся знают или каким-то образом
слышали, читали об исследованиях современных ученых в области влияния
музыки на живые существа. Интерес к таким исследованиям в последнее
время значительно возрос, а результаты таких исследований очень
интересны и убедительны. Например после воздействия классической
музыки у коров увеличивались надои, мимозы и петунии росли много
быстрее и даже расцветали на 2 недели раньше. В Японии провели
эксперимент, в котором участвовали 120 кормящих матерей. Одни мамы
слушали классику, другие - поп и рок музыку. В первой группе
количество молока у мамаш увеличилось на 20 процентов, а у поклонниц
современных ритмов - уменьшилось наполовину.
Исследования подобного рода являются по сути дела попыткой
синтезировать науку и искусство. Хотя следует отметить что ученые
древней Индии считали науку и искусство производными одного
творческого принципа. Все знания древней Индии сконцентрированы в
ведах (священные индийские писания) и одна из 4 главных вед Сама-веда
полностью посвящена музыке. В соответствии с ведами сотворение мира
началось с первозданного звука Ом проявившегося в момент разделения
бога всемогущего (Садашивы) и его творческой, созидательной энергии
(Ади Шакти). Этот Ом стал фундаментом всего мироздания и был первым
музыкальным звуком. (Считается что вся индийская музыка произошла от этого
звука.)
Персонификацией звука Ом является бог Ганеша - воплощение невинности и
чистоты -принцип первой чакры муладары (см. схему), расположенной в
основании всей тонкой системы человека состоящей из 7 основных чакр
(эн. центров) и 3 каналов, которые управляют ментальной, эмоциональной
и физической жизнедеятельностью человека. Над чакрой муладарой
находится место где покоится энергия Кундалини - (отражение Ади
Шакти). Пробуждаясь она поднимается вверх и проходя через все чакры
проявляет их принципы. Достигая чакры анахаты эта сила пробуждает дух
(отражение Садашивы) - то чем мы в действительности являемся и
устремляясь дальше в сахасрару она дает нам состояние йоги или
соединения на�?его внутреннего я со всепроникающей энергией космоса
(богом). Пребывая в таком состоянии человек полностью осознает кем он
в действительности является и кто есть бог.
7 чакр нашего тонкого тела вращаясь с определенной частотой формируют
октаву из 7 тонов соответствующей высоты. Интервалы между ними
призваны отображать интервалы между чакрами.Эти тоны и были названы
музыкальными звуками - нотами (сварами в индийской музыке). Они
произносятся - са, ре, га, ма, па, дха, ни и соответствуют чакрам от муладары до сахасрары. 5 из
7 нот могут изменяться (понижаться или повышаться) образуя еще 5
дополнительных звуков(левые и правые аспекты чакр). Таким образом, эти
ноты встроены в тонкое тело и представляют собой идеальный "носитель"
информации или можно сказать носитель тех чувств, эмоций, желаний и
мыслей которые испытывал композитор или исполнитель.
Увлеченно слушая музыку человек получает то или иное воздействие на
тонком уровне а затем это проявляется на физическом плане. Одни и те
же ноты могут нести разрушение или благо в зависимости от внутреннего
состояния человека. Например гнев, агрессия, наркотическое опьянение и
т.д. владеющие сознанием исполнителя или композитора найдут свое
отражение в его музыке. Так создаются стили и формы музыки пригодные
для выражения именно таких качеств. Глубокие, чистые, одухотворенные
люди никогда не создадут подобной музыки. Они создали великую в своем
разнообразии народную музыку и на ее основе классику. Ярчайший пример
такой в равной степени высокодуховной и научноразработанной музыки -
инд.кл.музыка. Главное достижение и основная форма которой считается
рага. Слово рага буквально означает красить, раскрашивать умы и души
слушателей разноцветьем проявлений божественной любви наслаждения.
Говоря техническим языком рага это комбинация определенных нот
(минимум 5 максимум 7). Существуют строгие правила для составления и
исполнения раг. Источником же всех раг являются вибрации. Они
формируют нотный состав раги. Далее выбранные ноты выстраиваются в
неизменном порядке вверх и вниз (ароха и авроха) указывая путь для
движения Кундалини. Мелодия строится согласно ароха и авроха в одном
из многочисленных ритмов создавая божественный танец Кундалини внутри
нас. Если мы изменим хотя бы одну ноту раги изменится ее духовная
составляющая и это будет уже другая рага. Медитативное настроение раги
признается как основное всеми специалистами в этой области. Нам
представляется что такую музыку могли создать только тонко
чувствующие,реализованные души, вдохновляемые пробужденной в них
божественностью.
Каждая рага неповторима и имеет свойственные только ей качества. Как и
жизнедеятельность человека, раги тесно связаны с природой. Например
наши биоритмы меняются в зависимости от времени дня или года. Поэтому
у нас есть утренние, дневные, вечерние, ночные и сезонные раги.
Наиболее сильный по воздействию эффект от прослушанной раги
наблюдается именно в предназначенное ей время. Так утренние раги
никогда не исполняются вечером, а весенние раги зимой. Различные
аспекты божественности также отражаются в инд.рагах и ритмах (талах) -
рага Дурга, рагаСарасвати, Браматал и т.д.
И в заключении как бы подъитоживая вышеизложенное хочется привести
слова Шри Матаджи: "Мы должны знать, что единственный способ
оставаться здоровым заключается в нашей музыке, в наших ритмах, в
нашем танце". Поэтому мы считаем изучение и распространение индийской классической
музыки приоритетным направлением нашей деятельности на ближайшую и по
возможности на как можно более далекую перспективу.
Олег Теряев, Россия

|
|
|  |